Семейные ценности

Звездина Ольга Николаевна Консультант - родолог. Куратор МШРКС. г. Екатеринбург тел. 7-922-222-01-56 zwezdinaolga@rambler.ru

К разговору о семейных ценностях

Наши предложения о встречах, семинарах на тему семьи и семейных ценностей встречали разную степень открытости и понимания и у преподавателей, и у самих студентов. Мы встретились с несколькими особенностями работы со студентами.

Во-первых, государственных программ для учащихся школ, колледжей, вузов, на данный момент нет. А потребность в таких семинарах, разговорах, есть и, зачастую, очень большая. Опыт встреч со студентами зкономико-технологического колледжа г.Екатеринбурга показал, насколько важно говорить со студентами, поступивших учиться после 9 класса, о семье и семейных ценностях. Многие из них живут в общежитии, многие из неполных семей, у последних особенно много переполняющих их тревог, обид, сомнений. Например, после самой первой встречи с несколькими группами студентов колледжа, к нам подошли три юные девушки с вопросом о своей подружке: «Она боится сказать маме, что беременна. Что делать? Говорить или не говорить? Делать или не делать аборт?» Оказалось, что поговорить-то девчонкам об этом не с кем, а потребность в этом высока.

Во-вторых, некоторые студенческие группы вузов вначале воспринимали наши встречи как очередную проверку знаний, своеобразное тестирование. Оказалось, что они находятся настолько в сильной учебной позиции, что даже в разговорах об их собственных намерениях, целях, чувствах просят: «Дайте нам варианты ответов, мы выберем». Звучала и всем знакомая студенческая позиция – быстренько все «сдать» и отвязаться. На всем знакомые предложения: «А давайте пораньше закончим» или «Отпустите нас пораньше», мы доброжелательно предлагали уйти всем, кто хочет, подтверждая, что сделать это можно без каких-либо последствий, так как никто не обязан присутствовать, это дело сугубо добровольное.

В-третьих, начиная работать, мы совершенно определенно встретились с тремя мифами: 1 – я – очарователен; 2 – у меня все получится наилучшим способом, т.е. лучше родителей; 3 – у меня все получится само собой, и помощь мне не нужна. Понятно, что это мифы, свойственны молодым людям вообще и касаются практически всех сфер жизни. На одной встрече хорошо это высказал молодой человек: «Зачем говорить о примерах родителей? У них – свое, у меня – свое. И никакой помощи мне не надо – ходи, гуляй, общайся, встречайся, и ты найдешь свою девушку, все получится!» Это он сказал, бравируя перед группой, а после занятия подошел спросить у нас о том, как найти общий язык с родителями своей девушки. Это значит, что одновременно у этих ребят существуют и мифы, и трудности, с которыми они уже столкнулись в жизни. После «подсказки» этого юноши мы перестали с первых минут семинаров объявлять их общую тему «Подготовка молодежи к семейной жизни», чтобы не вызывать лишнего сопротивления. Называем тему конкретного семинара, например, «Семейные ценности».

В-четвертых, открывая семинары со студентами УГТУ-УПИ, мы прочувствовали еще один важный проблемный момент. С одной стороны, семинары о ценностях родительской семьи, о планировании создания своей собственной семьи носят очень личный внутренний характер, и очень важно быть искренним с самим собой, только тогда можно получить результат. С другой стороны, ребята не всегда готовы открыться в своей академической группе, озвучить свои трудности, проблемы дома или сложности общения. Возможно, в группе нет доверия. Человек не чувствует себя в безопасности. Однажды даже прозвучала фраза: «А мне еще здесь жить надо будет после семинара». Поэтому очень важно дать возможность ребятам открываться на столько, на сколько это возможно для каждого из них. В такой работе – деликатность, деликатность и еще раз деликатность!

Важно также быть готовым к тому, что ребята могут спросить о вашем собственном семейном положении, о составе вашей семьи, о том, как вы общались с представителями противоположного пола в юности, какой у вас был опыт создания семьи. Возможно, здесь есть доля любопытства. Поэтому мы сразу начинаем разговор с проговаривания своих искренних целей на этих семинарах, исходя из своих семейных ценностей. Это сразу задает высокую планку доверия и открытости.

По нашему мнению, для того, чтобы вести разговор об индивидуальных семейных траекториях участников наших семинаров, важно показать им, что багаж для построения своей семьи у них уже есть, собран их предками, семьей, Родом (другое дело, эффективен ли он в современных условиях). Поэтому за основу ведения семинаров мы взяли знания науки родологии, науки об осознании и изучении законов Рода, использовании силы Рода в своей жизни.

Одни из самых первых тем, которые прозвучала в анкетах и на самих семинарах, – семейные ценности и желание создать свою семью. На желание создать семью откликнулись все положительно. А вот про семейные ценности – не очень конкретно. Да, мол, они есть. Сложнее всего понять и принять, что семейные ценности есть, существуют в каждой семье, оказалось ребятам, у кого не прожиты обиды на родителей, у которых в родительских семьях есть проблемы. Конкретные примеры, на самом деле, довольно часто встречающиеся в жизни: «Я живу с бабушкой, мать не вижу и не хочу встречаться…», « Отец бросил нас, я никогда ему этого не прощу…», «Да, трудно ребятам в общежитии, а каково мне на съемной квартире, куда я сбежала от мамочки, хотя мы живем с ней в одном городе…». В этот момент важно для этих конкретных участников и всех остальных сделать акценты на том положительном, что есть в семье, на том, что понимание, прощение, приятие помогут в жизни больше, чем накопленный негатив. А «инструментов» для исправления проблемной ситуации в современном мире и нашем городе много. Наш грант представляет несколько из них: 1 – изучение истории своего Рода, открытие его силы и соединение с силой Рода, помогающей решать возникшие задачи,2 – радость общения, правила конструктивного общения;3 – творчество и со-творчество в семье.Конкретнее ответы о ценностях семейной жизни оказались у работающей молодежи, у тех, кто уже сам замужем или женат. Это, прежде всего, – поддержка друг друга эмоциональная, материальная, общие дела, общие планы на будущее.

Возник вопрос «А что все семья да семья? Меня общество воспитало». И мы переходим к дискуссии «Наследственность и окружающая среда. Что важнее?» Ребята объединяются в две группы, обсуждают, что наследуется человеком, что человек приобретает в семье, а чему учит его общество, социум. Каждая группа потом выносит на обсуждения доказательство своей правоты. Оказывается, что все выявленные факты взаимосвязаны, взаимоувязаны, «перетекают» один в другой.

Самые распространенные примеры – с подростками. Версия одной стороны. Подросток попал в плохую компанию (начал курить, перестал ходить в школу и т.д.). Явно – влияние социума. Версия другой стороны. Родители заняты зарабатыванием денег, в семье не принято делиться проблемами и чувствами, ребенок не чувствует поддержки родителей. Следующий вариант. Снова версия первой группы. Ребенок, находясь в утробе матери, зависит только от наследственных факторов. Ответ – мама для ребенка является окружающей средой – ее настроение, питание – все сказывается на ребенке. В результате мы приходим к выводу, что у каждого человека есть семейные, родовые, генетические предрасположенности – это внутренние установки, системы ожидания, способы реагирования, модели поведения. А окружающая среда, социум, предлагая разные варианты жизни, для каждого актуализирует эти предрасположенности, т.е. каждый выбирает что-то важное для себя, исходя из своих запросов. Это очень хорошо демонстрирует упражнение с ленточками. Волонтер из участников группы – главное действующее лицо. От него идут ленты к ролевым маме и папе, а далее к бабушкам и дедушкам (роли распределяются среди участников группы). Ленты изображают наши родовые связи. Наш волонтер начинает просто двигаться и тут же чувствует и степень свободы, и степень несвободы «от семьи». И в этой «связке» проигрываем несколько типичных ситуаций: - студент/студентка объявляет родственникам, что женится /выходит замуж;- что работал и не получил зарплату;- что бросает учебу.

Мы, ведущие обращаем внимание всех на реакцию, мимику, жесты, реплики, индивидуальные проявления участников ролевой игры. И становится ясно, что в каждой ситуации каждый участник проявляет характерные для него самого и его семьи реакции, сомнения, системы ожидания, модели поведения. Фактически, это тот «багаж», о котором говорилось выше. Некоторых участников семинара простота и очевидность этого упражнения удивляет и поражает: «В самом деле, это так, но я об этом никогда не думал…»

Дальнейшее наше продвижение – составление геносоциограммы. Геносоциограмма – условное родовое древо, составляется с целью установления кровных связей, выявления передающихся по Роду моделей поведения, психологических установок и нахождения силы Рода для решения сегодняшних задач. Геносоциограмма называется многослойной, т.е. с ее помощью можно решать различные задачи: в семейных отношениях, в здоровье, бизнесе и т.д. И еще она называется сфокусированной, т.е. фокусируется на заявителе, на его конкретной задаче. Корень «социо» тоже важен, т.к. на геносоциограмме мы проставляем даты жизни, событий, и это дает нам понимание, что происходило в обществе, социуме в то время. Указывая в конкретной истории конкретного Рода переселения, лишения, потери, мы обозначаем события, даты, и главное, наверное, участников, в жизни которых могли происходить изменения систем ожидания, моделей поведения, помогающие или мешающие жить потомкам.Для девушек и женщин мы особенно внимательно рассматриваем жизнь бабушек, прабабушек по всем веточкам Рода. Для юношей – дедушек и прадедушек. Родители являются нашими «тренерами», они «тренируют» в нас те особенности Рода, которые уже заложены в них. Например, весьма распространенным является у нас в Свердловской области проживание потомков крепких Родов, которые в советское время были раскулачены, высланы. Эти семьи теряли расстрелянных мужей и отцов, погибших от голода детей. Такие события настолько глубоко потрясли предков, что потомки до сих пор могут иметь проблемы с властью, не принимая ее; или не могут работать, жить на одном месте, переезжают, увольняясь и теряя при этом результаты своего труда. У женщин может существовать передавшаяся от бабушек, прабабушек система ожидания ухода мужчин, наличие которой, в том числе, может провоцировать мужчин к уходу из семьи, к уходу в алкоголизм. Испытанный когда-то страх потерять детей, может реально помешать современной женщине иметь своих детей. Мужчины, лежащие на диване у телевизора, – потомки тех, кого насильно «отучили» быть хозяевами, работать на благо семьи.

Геносоциограммы своего Рода построены. Но рассказать о своем Роде сразу, открыться, а может, и увидеть его особенности получается не у всех. Поэтому мы используем заранее составленные геносоциограммы известных людей – М. Растроповича и Г. Вишневской. Эти геносоциограммы были составлены учениками Л.Н и В.В. Докучаевых. Все материалы были взяты из открытых источников в интернете, книги Г. Вишневской «Галина. История жизни», и рассмотрены с точки зрения родологии. Рассмотрим некоторые наследуемые модели поведения этих людей.Галина Вишневская – оперная певица мировой величины, общественный и политический деятель. Для понимания ее жизни, ее судьбы «посмотрим» на ее бабушек. О бабушке по материнской линии известно, что только, что она была цыганка. Что мы знаем о представителях этого народа? Очень артистичны, музыкальны, свободолюбивы, страстны, настойчивы, известна природная широта натуры. Мама Зинаида тоже всю жизнь искала любовь: до семьи – с отцом Галины, во время и после, была трижды замужем. Она транслировала Галине еще и неуверенность в мужчине: «Что возьмешь с мужчины?», «Не верь мужчинам, они того не стоят». В доме постоянными были скандалы из-за ревности. Бабушка по отцу – Дарья Александровна – забирает внучку. В доме бабушки и дедушки ей – тепло и уютно, где девочку любят. И Галина, как бабушка и мама, ищет свою любовь – у нее четыре брака. В первом – муж погибает (ожидание ухода мужчины), от второго она уходит через два месяца – из-за его ревности, от третьего уходит из-за вспыхнувшей любви к Мстиславу Ростроповичу, который стал ее четвертым мужем. Используя силу Рода бабушки, с которой она жила, Галина сумела сохранить эту семью, свое чувство, талант, помогла мужу остаться самим собой за границей, воспитала с ним двух дочерей.Желание петь, танцевать, выступать, быть на публике – с детства. Поступление в хор театра, уроки пения, поступление в труппу Большого театра, не имея консерваторского образования – это наследование бабушкиных природных данных и настойчивости.По Роду Галины – и это видно из геносоциограммы – проходят потери детей и болезни: туберкулез, болезни желудка. Щедрость, желание помочь проявляется в общественной деятельности. Она – председатель жюри Открытого международного конкурса оперных певцов, Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге, руководитель Центра Оперного пения. Мстислав Ростропович – музыкант, виолончелист, дирижер, общественный и политический деятель. На семинаре мы показали по геносоциограмме дедов этого великого человека.Витольд Ганнибал – дедушка по отцовской линии – пианист, педагог, композитор, издатель и составитель сборников пьес для фортепиано.Федотов Николай – музыкант, педагог.Отец Мстислава – Леопольд – виолончелист, артист театра в Азербайджане. Бабушка по матери – Федотова Ольга – музыкант-педагог, в Оренбурге музыкальные классы, родоначальница музыкального образования. Мама Мстислава – Федотова Софья – закончила Московскую консерваторию, пианистка, музыкант- педагог 1-ой советской музыкальной школы. В семье еще много других родственников – музыкантов, пианистов, скрипачей.Родители дедушки и бабушки по отцовской линии – помещики и фабриканты, меценаты.Ростропович известен благотворительной деятельностью – Президент благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, попечитель школы им. Горчакова. Таким образом, в Мстиславе Ростроповиче соединились два Рода: по отцу – помещиков, фабрикантов, общественных деятелей, по матери – музыкантов, родоначальников музыкального образования, общественных деятелей. Оба эти Рода он прекраснейшим образом представил своей жизнью. Наследование таланта продолжается в его дочерях – Ольге, виолончелисте, преподавателе, Елене – пианистке, общественном деятеле, директоре международных музыкально-художественных фестивалей.

На этих примерах обучение прочтению геносоциограмм интересно, поучительно и понятно, а так же помогает лучше понять, как работать с историей своего Рода.

В двух группах легко нашлись участники, пожелавшие рассказать о том, какие закономерности они увидели в своем Роду. Например, одна девушка увидела, что в ее Роду часто встречается, передается профессия водителя и даже те родственники, у которых другая специальность, не просто умеют водить автомобили, но делают это очень хорошо. Многие участники семинара обнаружили заболевания, характерные для их Рода – сердечно-сосудистые, онкологические, переломы. В одной геносоциограмме было обнаружено желание и отсутствие возможности заниматься творчеством. Одна участница с удивлением заметила, что в ее друге – украинская, польская и цыганская национальности, отец ее – татарин. «Что это за интернационал собрался?» – восклицала она. Как только мы предположили, что ее Роду важно принятия людей разных национальностей, что возможно, где-то не была принята какая-то из них, так девушка сразу сама и ответ нашла. Во время блокады Ленинграда семья отказалась от немецкой фамилии отца и взяла фамилию матери.

Работа с геносоциограммами – неторопливая и кропотливая. На наших же семинарах произошло только знакомство, прикосновение к этой теме, к этому уникальному и во многом универсальному инструменту. Но для нас крайне важным было то, что молодые люди, соприкоснувшись с данной информацией, получили не только прекрасную возможность по-новому увидеть себя через призму Рода, но и смогли почувствовать и свою ответственность за создание семьи, и наличие сил, позволяющих с оптимизмом посмотреть в будущее.