Звездина Ольга Николаевна Консультант - родолог. Куратор МШРКС.
г. Екатеринбург тел. 7-922-222-01-56zwezdinaolga@rambler.ru
Цель нашего гранта – помочь молодежи в выработке собственных семейных стратегий. Для этого важно осознать ценности родительской и прародительской семей, силу своего Рода, и в то же время ощутить особенности своего времени, понять свои запросы, принять свою уникальность. Для этого мы рассматриваем такую тему как «Семья: мужчина и женщина».
Семья – уникальный институт. Мужчина и женщина, создающие ее, проявляются в семье разных ипостасях – родители своих детей и дети своих родителей, хозяева, ведущие домашнее хозяйство, и работники, создающие экономическую основу семьи, а также восстанавливающие силы перед новым трудовым днем. Итак, кто такой мужчина? Какой должна быть женщина? У каждого свое видение, свой взгляд, свои ощущения. Для того, чтобы верно выстроить свою семейную траекторию, очень важно посмотреть на то, а каким мы представляем своего избранника/ избранницу? Что каждый для себя считает обязательным для своего супруга? А на что можно посмотреть «сквозь пальцы»?
Вопрос, чем и насколько мужчины отличаются от женщин, всегда волновал людей. В современной культуре ответы на испокон века волнующие вопросы сохранились, прежде всего, в архетипических характеристиках.Мужчина – самец, старшее, высшее, предусмотрительное, сильное, важное, впереди, земледелец, поселение, дом, нравственное, хорошее, день, свет, солнце, сверху, домашнее, вареное, жизнь, здоровье, богатство. Причем мужчина чаще является носителем активного, социально-творческого начала. Самцы способствуют накоплению изменчивости. Мужской пол – источник нового, изменчивого, обеспечивающий приток генетической информации. Поэтому о мужчине говорят: рискованный, ведущий, защитник, добытчик, настойчивый.Женщина – самка, младшее, низшее, плохое, безнравственное, непредусмотрительное, слабое, не важное, ночь, тьма, луна, снизу, сзади, лес, чаща, дикое, сырое, охотник, смерть, болезнь, бедность. Женщину позиционируют как пассивно-природную силу. Женский пол – стабилизирующее, консервирующее начало, обеспечивают сохранение генофонда. О женщине говорят: тайна, глубина, стихийность, цветок.
Кроме архетипических характеристик в культуре разных стран, в разные исторические эпохи всегда существовали и социокультурные нормы пола, позволявшие продолжать человеческий Род. Встречаясь со студентами и работающей молодежью, мы опирались на знания науки родологии. Это наука о наследовании законов Рода через наследование принятых в каждом конкретном Роду своих собственных психологических установок, систем ожидания, моделей поведения полученных и/или приобретенных в результате истории этого Рода. Для создания семьи, эффективного ее функционирования, для рождения детей существенными качествами и признаками для супругов принимались:для мужчин – хозяин, муж, сила, надежность, прочность, главенство, твердость характера, приоритет дела, разум, мощь, логика, добытчик, мастер на все руки, власть, отцовство, смекалка, активность, авторитет;для женщин – любовь, жена, хранительница очага, мягкость, тепло, материнство, хозяйка, верность, чувствительность, красота, умение слушать, гибкая, утешительница.Образ мужчины – факел, горный поток, вихрь, парус.Образ женщины – тайна, цветок, солнышко.
В настоящий момент население многих цивилизованных стран сокращается, это относится и к России. Семья претерпевает такие значительные изменения, что по поводу семьи существуют самые мрачные прогнозы, вплоть до исчезновения. Что произошло и происходит с семьей? Как сохраняются и/или изменяются социокультурные нормы мужчин и женщин для создания и благополучия семьи? Какие произошли глобальные изменения, которые привели к существующему гуманитарному кризису?
Одной из серьезных причин кризиса семьи признают сексуальную революцию.Радикальную ломку традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений назвали сексуальной революцией.Обозначим в назывном порядке причины сексуальной революции:- пуритански репрессивное отношение к сексу только для продолжения Рода;- промышленная революция принесла новые ценности – личная свобода, успех, огромные массы населения были оторваны от своих корней с новой психологией – жить одним днем;- после мировых войн возрастает роль женщин. Мужчины уходили в армию и часто не возвращались или возвращались калеками. Нужно было брать на себя заботу о собственном выживании и выживании детей. Женщины массово пошли работать, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судьбу. Оказалось, что не обязательно выходить замуж, чтобы любить и быть любимой;- обретение женщинами новой биологической свободы. Речь идет о распространении средств контрацепции. Женщина может гораздо меньше опасаться нежелательной беременности;- эмансипация женщин повлияла на традиционное поведение мужчин. Мужчинам нравится, когда женщины их добиваются, ухаживают за ними, ссорятся из-за них.Вышеперечисленное относится к общим тенденциям развития западной культуры. Мы же еще, опираясь на родологию, работая с конкретными студентами, а значит с историями их конкретных Родов, внимательнее рассматриваем историю России. Российский народ в ХХ веке пережил две революции, несколько волн репрессий, направленных против него же, участвовал в двух Мировых войнах. Чуть-чуть подробнее хочется остановиться на семейной политике Советской власти.
В России после знаменитых декретов «О мире» и «О земле», выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) «Об отмене брака», «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»). В частности, оба декрета предоставляли женщине «полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение», вносили «право женщины на свободный выбор имени, места жительства». По этим декретам «сексуальный союз» (второе название – «брачный союз») можно было как легко заключить, так и легко расторгнуть. В губерниях власти должны были сами решать, какую сексуальную политику им вести. Например, в Рязанской губернии власти в 1918 году издали декрет «О национализации женщин», а в Тамбовской в 1919 – «О распределении женщин». В Вологде же претворяли в жизнь такие положения: «Каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10-12 лиц обоего пола. В подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. На наш взгляд, изменение социокультурных норм, разрушение семьи, семейных устоев происходит не сейчас, а произошло значительно раньше. Да, мужское население страны сократилось, мужской генофонд оказался истрачен, израсходован, мужчинам под страхом физического уничтожения было запрещено быть твердыми, настойчивыми, хорошими хозяевами. Женщины для собственного физического выживания и выживания детей стали сильными, активными, самостоятельными, излишне опекающими сыновей.
В 90-е годы при переходе России из одной экономической формации в другую снова стал важен успех во всех областях, в т.ч. и сексе, возможность независимости женщин укрепилась и трансформировалась в карьеризм, в жизнь «для себя» без обременения семьей, детьми. Кроме этого, молодежь оказалась активно включенной в медиа-пространство. Через Интернет-сети, блоги, – она участвует в обмене, смотрит новые фильмы, следит за музыкой, следит за всеми новинками. Поэтому все идеи, разрабатываемые или используемые в шоу–индустрии, в новой культурной продукции воспринимаются молодежью легко. Юноши и девушки склонны к экспериментам в любых сферах жизни: менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, примерять разные имиджи.Предлагаются и формируются самые разные образы женственности и мужественности. Например. Майкл Джексон – это вызов нормативному мужскому образу, вызов этническому происхождению, публичный открытый вызов унаследованному мужскому биологическому образу. Ну и кроме этого, его биография была сопряжена с какими-то сплетнями и скандальными историями, его образ всегда был под сомнением: под сомнением нормативности маскулинной, под сомнением нормативности этнической или расовой, под сомнением нормативности сексуальной. И второй образ – это Мадонна. Которая тоже сама себя сделала, и тоже совершала много экспериментов со своим телом, при этом ее тело, не будучи модельным – оно, полностью «сделанное» искусственно, – стало эталоном. Потом она, правда, отошла от этого, но был сильный период, когда она строила свой имидж на пространстве неочевидной сексуальности.
В результате под влиянием шоу-индустрии, медиаиндустрии оказывается тело молодого человека. Тело подростка и раннего юноши или девушки – это растущее тело, меняющееся тело. Оно еще не имеет четких границ и представлений, поэтому, можно сказать, подростковая женственность и мужественность – это в определенной степени незавершенный проект. Этот факт порождает много вопросов: хороший ли я / хороша ли я? Могу я нравиться, или не могу я нравиться? Что мне сделать для этого?Сейчас неудовлетворенность телом – хорошее поле для медиа, продвигающего образцы как женской, так и мужской модельной внешности. Основной мишенью этой модельной индустрии оказываются как раз молодежь и подростки. СМИ часто транслирует эксперименты, связанные с модификацией и преобразованием тела. Это татуировки и пирсинг, это прически и методы похудания или, наоборот, наращивания мышц, телесные модификации, связанные с определенным вызовом общественно-социальному порядку. Такое создание имиджа включает особенно вызывающую одежду, максимально противоречащую каким-либо канонам. Девочки, принципиально утрирующие свою женственность: накрашенные, броско одетые, с телом, измененным хирургией, либо напротив – протестующие, неудовлетворенные унаследованной биологией, принципиально предпочитающие то, что в культуре приписывается мужскому перформансу. И то же самое происходит в мальчишеской среде.
Осознавая серьезность и значимость данной проблемы, мы уделили большое внимание теме «Семья: мужчина и женщина» в реализации гранта. Одно из первых упражнений заключается в том, что каждый участник выписывает весь ассоциативный ряд смысловых и социальных характеристик, эмоциональных реакций, качеств и т.д., все, с чем вы связываете эти два понятия, какие чувства они вызывают. Это – экспресс-анализ, стихийный тест, над которым не надо долго задумываться – необходимо писать то, что в голову придет.После индивидуальной работы выписываем на доске групповые характеристики. Мы обсудили много качеств: целеустремленность, ревность, вспыльчивость, властность мужчин, стервозность, иррациональность и женскую логику женщин. И фактически во всех группах были выделены архетипические признаки, свойственные мужчине и женщине. Мужчина – сила, прочность, логика, активность, факел. Женщина – мягкость, нежность, открытость, чувство, глубина, тайна.
Результаты работы группы из Ревды следующий список качеств:Мужчина – отважный, надежный, терпеливый, смелый, сильный, настойчивый, целеустремленный, умный, уверенный, ревнивый, самостоятельный , крепкий, стойкий, чувство юмора, джентльмен, защитник, умеет постоять за себя, общительный, вспыльчивый, упрямый, властолюбивый.Женщина – красивая, хозяйственная, искренняя, капризная, любящая, целеустремленная, умная, загадочная, разговорчивая, независимая, привлекательная, сильная духом, ревнивая, советует, помогает, гадкая, стервозная, слушает, женственная, мудрая, образцовая мама.Результаты работы студенческих групп:Мужчина – папа, смелость, твердость, мужественный, опора, мастер, самец, страсть, секс, ум, харизма, смекалка, ум, молчун, терпенье, ревность, понимание, коммуникабельность, авторитет, чувство юмора, целеустремленность, лень, добытчик.Женщина – мама, прекрасная домохозяйка, мудрая, ревнива, нежная, ласковая, понимающая, ответственная, красивая, рациональная, иррациональная, идеал мужчины, женская логика, украшение, ум, страсть, прекрасный пол, озабоченность, злая. Проговорив эти качества, наверное, ребята из групп лучше поняли себя, друг друга, увидели совпадение и несовпадение взглядов. А мы можем сделать вывод, что продолжают «быть в цене» архетипические черты мужчин и женщин:- самец, сильный, настойчивый, папа, опора, секс, мастер, добытчик, самостоятельный, защитник;- мама, ласковая, понимающая, украшения, нежная, хозяйственная, любящая, загадочная, мудрая.Также проявились черты, приобретенные в результате социальных изменений:- ленивый, т.е. не хозяин;- независимая, страстная, рациональная, целеустремленная.Некоторые мужские и женские признаки вызывают у присутствующих в аудитории ассоциации «самца» – мужского репродуктивного органа – и «самки» – женского репродуктивного органа. Данное обстоятельство вызывает у кого-то шок, у кого-то улыбку, кто-то опускает глаза. Да, мы действительно привлекаем к себе партнеров для продолжения Рода, и делаем мы это сугубо индивидуально – а что еще я могу принять в партнере, муже или жене? что могу допустить, простить, не заметить? а что не приму никогда?
Сейчас много стереотипов, штампов навязывается глянцевыми журналами, сериалами и ситкомами. Как понять, что хочу я, что мое, что не мое? И одни из самых главных вопросов: «Моя это девушка? Мой это парень? Как узнать, как почувствовать? Какой я?» Наверное, ответы на эти вопросы являются главными, сердцевинными для начала построения собственной семейной стратегии.
Для этого мы предлагаем еще один взгляд на себя – взгляд сквозь призму Рода: «Какие мужчины и женщины в моем Роду? Какие качества им присущи?». Сразу на это упражнение отозвалась группа молодежи из Ревды. И сразу получили результаты: «И, правда, у нас в семье мужики все настырные! А у нас у всех женщин – золотые руки! А у нас дед велел всем учиться – у всех высшее образование! А у моего парня в семье все мужчины подкаблучники, и он боится таким стать» и т.д. Становится понятным – то, что принято в семье, становится нормой и камертоном в поиске своей «второй половинки». Студенческие группы простых путей не искали, в них развернулись дискуссии. Первая – о любви. Я приведу только отдельные высказывания:- У всех все по-разному, чем мы можем помочь друг другу?- Как понять, любовь или привычка?- Если любовь занимает маленький кусочек нашей жизни, зачем это обсуждать?- А если у меня есть проблемы, заморочки, что ж и не говорить про это?- А у меня папа постоянно спрашивает, мол, когда я замуж выйду? А я все на одни и те же грабли наступаю…Понятно, что каждое высказывание имеет под собой определенные корни, каждое высказывание диагностично. Другая дискуссия о гражданском браке.- Да, мы вместе, да, мы любим, поддерживаем друг друга. Кому от этого плохо?- Упрекают, что живем в свое удовольствие…- Почему общество это не принимает?- Родители осуждают – женитесь, женитесь…
Мнение специалистов родологии в этом таково. Если мы говорим о наследовании моделей поведения, систем ожидания от наших бабушек-прабабушек и дедушек-прадедушек, то давайте взглянем на время их молодости. Это время довоенных и после военных репрессий, война, лишения. А это значит – страх потерять семью и близких, желание спрятать и спрятаться от карающего государства. Поэтому и «прячет» нынешняя молодежь свои семьи от государства. А военные и послевоенные тяготы, взятые на себя женщинами в отсутствии мужчин? Они-то и отзываются сейчас тем, что называется «пожить в свое удовольствие», «откладывание с рождением детей».Очевидно, что изменения в обществе больше затронули женщин, и эти изменения были озвучены молодыми людьми, участвующим в семинарах. А нам важно было обратить внимание всех участников семинара на то, что тема неисчерпаема для понимания и себя, и того, с кем будет происходить выстраивание собственной семейной стратегии.