Родовая культура старообрядцев

Выпускная работа

Кичигина Ольга Леонардовна - родолог - консультант г.Невьянск

« Родовая культура старообрядцев»

РОДОВАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ:

1.Знание своего родословия, истории своего Рода.

2.Понимание законов развития своего Рода.

3.Осознание своих индивидуальных особенностей сквозь призму законов Рода.

4. Владение Силой Рода для эффективного развития Рода.

5.Сохранение и передача потомкам родословия и знаний о законах Рода.

РОДОВАЯ КУЛЬТУРА СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ СЕМЬИ

( записано со слов Панова Сергея Борисовича г. Реж).

1.Знание своего Родословия, истории своего Рода носит прикладной характер:

- не допустить кровесмешения в семье,

- выбор профессии

2. В семье должно быть не менее 9 детей:

Ребенок - дан богом.

1 ребенок – рождение нового Рода.

4 ребенка – отцу,

4 ребенка – матери

Чем больше детей, тем устойчивее семья.

3. Соблюдение моральных законов в семье.

-Уныние и леность – два страшных греха.

- Сила духа, несгибаемость отличительные черты староверов.

- Моральные законы: не убий, не кради.

- Семья – крепость.

- С детства физическая работа, у каждого своя обязанность.

- Все дети в семье обязательно обучались: церковному пению, истории церкви, языкам (2-3 языка), ремеслу, чаще всего потомственному.

- Взаимодействия в семье четко разграничены:

Жена – воспитание детей, женская часть хозяйства.

Муж – хозяйственное обеспечение семьи.

В быту все рационально увязано.

Решения принимались совместно, если дети взрослые, то их мнение обязательно выслушивалось.

- Отношения в семье очень чистые, крепкая любовь, бескорыстная.

-Достаток – обязательный показатель благополучие семьи. Красивая одежда, ухоженность домов.

Показатель любого дела - качество.

- Воспитанием детей в семье занимались дед и бабушка, родители зарабатывали деньги на дом.

- Тятя – второй отец, духовный, настоятель общины

- Бизнес у староверов морален. Деньги в долг давали под честное слово. Так же давали деньги на ссуды и строительство.

4.Погребение.

На могилу старообрядца клали плиту с 8 конечным крестом, без помпезности, писалось посвящение.

Уральский след церковного раскола.

Староверы, кержаки, раскольники, старообрядцы…

В нашей местности (Невьянский район) их называют староверы или кержаки, т.к. они православные христиане старой веры, не пожелавшие принять церковную реформу середины XVII века, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым.

Это название подтверждается «Пермской летописью» за 1889 год в разделе «Староверы в Быньгах».

Именно они дали известное на Урале слово « кержак» - переселение старообрядцев распространилось в наши места довольно широко

Они переселились в 1718 году с Нижегородской губернии, т.е. где протекает знаменитая река Кержанец. « Это были оброшные крестьяне, с реки Кержанец, где наши прадеды дали клятву не изменять своей вере, поэтому и зовут нас кержаками, как бы дразнят, а мы гордимся этим прозвищем».

Первые поселения старообрядцев, « кержаков», появились на реке Нейве и ее притоках. В шести верстах от села Быньги, на речке Светлой, возник Благовещенский скит из выходцев с берегов Балахны и Кержанца.

. В 1676 году Верхотурский и Тобольский воеводы получили государев указ, которым повелевалось разыскивать старообрядцев и приводить их к тройному причастию. А если, кто « противится и сопротивляется», то таких « жечь и пепел развеивать, чтоб костей не осталось». Уже через десять дней после получения государева указа в Верхотурье и Тобольске были сожжены первые группы раскольников. Выражая свой протест, старообрядцы стали сами устраивать массовые самосожжения, стремясь приблизить свою смерть, очистившись огнем.

Начиная с XVIII века, Урал становится одним из ведущих центров старообрядческого движения в России. Староверов влекла на заводы возможность годами скрываться от преследования властей, работать по найму и свободно исповедовать « истинную веру».

Много старообрядцев осело на железоделательных и чугуноплавильных заводах Демидовых. Постоянные преследования сплотили их. Будучи ревнителями высокой культуры и нравственности, старообрядцы не употребляли спиртных напитков и не курили.

Главным в их жизни были моления и труд. Это делало их хорошими работниками. По второй ревизии 1747г. на демидовских заводах старообрядцы составляли 43% всех ревизских душ. К середине 18 века правительство прекратило преследования старообрядцев. Им стали поручать руководящие должности на заводах, среди них появились зажиточные и даже богатые люди. В общинах неукоснительно соблюдались принципы духовного братства.

В нашей местности центром старообрядчества был г. Невьянск. Для примирения старообрядцев с никонианцами начинают строиться так называемые «единоверческие» церкви, где многие церковные обряды упрощаются. Пользуясь относительной свободой вероисповедания, старообрядцы строят свои часовни, где молятся по рукописным книгам старого образца.

Места поклонения старообрядцев на территории Невьянского района.

Важными событиями старообрядческих общин Среднего Урала были массовые моления на могилах старообрядческих старцев – подвижников – Максима и инока Григория, умерших еще в XVIII веке и похороненных в районе д.Карпушихи, где был тогда дремучий лес. Там же был похоронен и схимник Герман. Особняком находилась могила инока Павла, убиенного в начале XIXстолетия.

Моления на их могилах проходили традиционно в период 25-29 июня ( по старому стилю).

Местность эта получила название - « Веселые горы».

Горы: Старик - Камень, Шайтан, Голая, Дикая, и Оборотная представляют собой водораздельную часть Уральского хребта и действительно очень красивы.

Могила отца Павла находится на восточном склоне Веселых гор. Именно этой могиле старообрядца уделяли особое внимание: здесь, где был убит – как считалось, за веру старец Павел, иногда собиралось до пяти тысяч паломников. Интересно отметить, что старообрядцы молятся на могилах не только ради спасения своей души, но и за спасение душ тех, на чьих могилах совершается моление. Дело в том, что никто из похороненных здесь старцев не канонизирован, а следовательно, святыми не являются.

Моления не прекращались и в годы советской власти. Паломники добирались до могил буквально любой ценой. Никакие кордоны их не могли остановить.

Было принято решение взорвать могилы. Взрывом уничтожили мраморную плиту и крест. Однако верующие, старообрядцы тут же восстановили могилу, поставив крест из дерева, а так же столик, на который можно положить свои церковные книги для чтения молитв.

Еще два места поклонения староверов находятся в Невьянском районе, за Верхними и Нижними Таволгами это:

- « Клады» или «Чистый ключ»,

- « Богодан», где похоронен Инок Варлаам.

В этих местах служба проходит в день Агрипины Купальницы 18 июня.

Все места активно посещаются староверами.

На «Веселые горы» собираются староверы Невьянска, Кировграда, Ревды, Н- Тагила, Первоуральска, Екатеринбурга. В 2011 году их было около 200 человек.

С каждым годом число паломников возрастает.

Внутренний уклад жизни староверов

В наши дни старообрядцы чтут и соблюдают многие традиции и обычаи. Господь создал человека по своему образу и подобию и нельзя ни на один волос менять этот образ. Нельзя ни брить , не стричь волосы.

Молитва на устах постоянно. Провинился « прости, Христа ради»

Святые отцы строго заповедали каждому христианину ежедневно молиться утром – Полуношницу, вечером – Павечерницу.

Если утром не хватило времени помолиться положенные молитвы, рекомендуют прочитать «Начал» по пути к месту работы в городском транспорте или когда вы отдыхаете во время обеденного перерыва.

Староверы сохраняют верность восьмиконечному кресту. Его символика идет со времен раннего христианства, вертикальная черта означает земную ось, средняя, более длинная, горизонтальная – экватор, верхняя горизонтальная тропик Рака, нижняя наклонная – эклиптику, линию видимого движения Солнца среди созвездий Зодиака.

Т. о. Крест - модель всего мира, законов его движения. Славословие кресту гласит:

«Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церковная, Крест – верным держава и утверждение, Крест – ангелам слава, Крест – бесам язва.

«Крестом молиться ( двумя перстами) надо, а не щепотью!»

А о троеперстии они говорят: « Вы табак и соль тремя перстами берете и ими же Господу Богу молитесь» ( ведь соль враги Христа кидали ему на раны).

Двуперстие – символизирует двуединую сущность Христа, немного наклонное положение среднего пальца к укозательному означает преклонение небес, три перста соединенные внизу означают Святую Троицу. Молиться нужно степенно, не быстро, заканчивать крестное знамение нужно, приложив руку в животу, а не опуская ее вниз. В часовне находятся до последней молитвы, а если ушел раньше, то и не был на ней. Во время молитвы запрещается разговаривать, вертеть головой, думать о чем-то мирском.

Конфессиональные символы старообрядцев, сохранившие связь в быту, рационально увязаны с историей.

Часовни, молитвенные дома, книги, кресты, костюмы, иконы, лестовки, подручники, свечи, кацеи (кадильницы), моленные костюмы -все это создает базовую символическую среду, являясь ценностно – нормативным регулятором поведения и способствуют культурной консолидации старообрядцев.

Старообрядцы продолжают служить по древнепечатным книгам, с которых сделаны точные копии.(вторая половина XIX в, начало XXв.)

Поют они по «знаменному распеву» - древнерусскому церковному пению, или крюковому, т.к. оно записано необычайными знаками – « крюками».

К посещению часовни готовились заранее.

« С утра готовилась: вся оботрусь, все чистое надену, всем домашним поклонюсь, говорю « Благословите, в моленну пошла».

Одежда для моления тоже особая. Мужчины молятся в кафтанах без головного убора, а женщины – в длинных косоклинных сарафанах, обычно – темно – синего, темно – коричневого, черного цветов.

На голову женщины одевали « сороку» - головной убор, покрывающий полностью всю голову, сшитый из2-3 кусочков ткани,

соединенных, таким образом, что убор принимал форму шапочки с овальным верхом. Поверх сороки надевали платок, который скалывали на угол и застегивали булавкой под подбородком. Открытым у женщины оставался овал лица и кисти рук, иначе она могла

« опоганить храм».

Праздный образ жизни не заведен. На неделе не веселились. В религиозный праздник попробуй заиграть у дома старовера на гармошке, старики с дубиной выскакивали. « Беситесь, но не здесь. Молись, а не бесу душу отдавай».

Дни рождения не отмечают, день Ангела. Неукоснительно отмечают дни смерти близкого человека. Выпивать на поминках не принято. Неверны суждения, что кержаки всегда суровы, угрюмы, не умеют веселиться. Знают мол, с утра до вечера поклоны бить. В традиционных семейных радостях и религиозные праздники они мало чем отличаются от православных.

Гостились, но в определенные дни. Стряпали пироги, пельмени, варили холодец, винегрет, пили брагу. В гостимах – общаются, песни поют, придут рано и уйдут поздно. Проводы в армию или свадьбу делали в складчину всей родней ( кто что принесет).

Похороны - твориться последнее таинство для человека – отпевание .Перед смертью человека исповедает наставник. Читают

« Канун», во время исповеди из под головы умирающего убирают подушку, поят «великой» крещенской водой. Умирающий должен быть в сознании иначе исповедь отменяется. Покойника пеленают в саван – белую ткань, особым образом сшитую в ручную без узелков .На ноги надевают белые портяночки и калишки ( тапочки или лапоточки, связанные из белых ниток).

Укладывают покойника в домовину – выдолбленную колоду из целого дерева. Это последний дом старообрядца. В домовине нет гвоздей. Имеется только деревянный штырь и отверстие для него. Готовят домовину при жизни и хранят на чердаке. Домовина очень тяжелая, а с покойником - неподъемная. По кладбищу домовину несут на руках. На могильном кресте у старообрядцев нет фотографии умершего, на этом месте вырезают «киот» - нишу для небольшой иконки и лампадки. « Молиться надо Богу, а не фотографии».

Не приветствуются и венки на могилах. « Нечего меня украшать венками…Господь сам рассудит, хороша ли моя душа. Допускаются корзиночки со цветами к кресту ( для украшения креста), а не могилы. Если моя душа плоха, то и венки не украсят» Над могилой ставится восьмиконечный крест с голбцем ( двускатной крышкой).

Особо почитаемых людей хоронили под шатрами.

Быт старообрядцев.

В быту все рационально увязано.

Уважительное отношение к людям. Мужчины здоровались под козырек:

«Доброго здоровья», женщины - с поклоном.

Глава семьи являлся блюстителем не только бытовых порядков, но и единоличным распорядителем ее бюджета. Семейные взаимоотношения строились на полном подчинении младших – старшим, жены – мужу. От снохи требовалось полное подчинение родственникам мужа, даже, если они были намного моложе ее. Замужняя женщина без разрешения мужа не могла отлучиться из дома

Домашний быт отличался мелочной религиозной регламентацией.

« Без Бога не до порога».

Предпринимая какое-либо дело или намереваясь выйти из дому, младший член семьи должен был спросить у старшего в семье – благословение.

« Благословите меня на дело». Ответ: « Бог благословит».

Сложилась своя деревенская усадебная культура. Рубили просторные, высокие, зачастую 5-ти стенные избы, простые по убранству, но светлые с большим количеством окон, которые на ночь запирались ставнями и железными « баутами».

Из дома выходили с молитвой «Господи, помилуй меня грешного», чтоб нечистый не встретил. Во дворе на средней верее ворот прибита икона или медный крест ( 8 – конечный), чтобы входящие или исходящие могли положить три поклона.

Проход с улицы шел через крытый двор, внутреннее крыльцо, сени и прихожую. В ней, сразу у порога вешалка для одежды и полочка для шапок и рукавиц. У некоторых над головой широкие полати из толстых досок, где спят дети или подростки.

Бережное отношение к хлебу, воспитывалось с детства. Накрошил – подбери крошки. Хлеб пекли на капустных листах.

Русская печь топится утром обязательно, вечером – камин. У хозяйки было помело для выметания печи, шесток печи выметался гусиным крылом. По шестку судили о хозяйке. Печь регулярно белили, с изветью, в деревнях было туго, белили светлухой ( белой глиной.)

Сухое смолистое полено для растопки всегда лежало на печи. Сажу из трубы убирали осиновыми дровами. В печи готовили уголь на лето, копили его для розжига самовара. А еще были печи – углянки (которые работали по принципу самовара) , они находились на погребушке. На них готовили перекусить вечером. Летом камин топить жарко, плитка – дорого. Лишнего не жгли.

В углу кухни небольшая икона Николая – угодника.

Наискось от печи «красный угол» - небольшая божница на несколько икон, на которые крестились все приходящие. В том же углу большой обеденный стол, за который садилась вся семья.

Вход в кухню закрыт занавеской, т.к. мужчинам нельзя видеть, как готовится еда. Из- за стола выходили все вместе. « Ангел – то покушав, помолился да полежал, а бес-то потянулся да побежал»

Пустую посуду обязательно опрокидывали, чтоб не стояла пастью, недопил, положи лопушок или соломинку. Нельзя пить из ковша, налей в кружку или стакан. Ковш перевернут вверх дном на кадушке. Напьешся из ковша – получишь. Из бадьи у колодца нельзя пить Вычерпал бадью, налей в банку или чеплашку. В центре деревни колодцы закрывались на замок. На окраине села был колодец для пришлых, там была баночка для питья.

Пасха – Великий праздник. Генеральная уборка всего дома. Уборку начинали с чердака, с переднего угла. Все прометалось. Чистили трубы, белили, мыли чердак, хлопали тряпьё. Мыли щелоком с мочалом.( зола березовых дров, заваренная кипятком, отстоянная)

Тараканничали – вымораживали дома.

Обязательно в каждой семь е баня. Без бани жизни нет в сельской местности. В бане рожали, стирали белье, лечили детей.В святки в бане девушки гадали Бани топили по субботам. Баня по черному – каменка, 2 колоды ( чугунные).

Открыта отдушина и приоткрыта дверь, получился сквозняк. Баня должна выстояться. С обеда мылись. Мужчины парились березовыми вениками. Веники вязали с Агрипины Купальницы (6 июля ) до Ильина дня (1августа) с травами. Веники называли – дружками, т.к. вязались парой.

Если посуда была в бане – она поганая, в дом нельзя.

В баню ходили без креста и без пояса. Баня поганое место. Придя из бани ополосни лицо, руки, шею чистой водой. После бани усиленно пили чай с лабазником, листом смородины, калгановым корнем от надсады. Усиленно потели ( выводили шлаки).

Стирали в бане. Полоскали в проруби с фонарем. Брали к проруби горячую воду( резиновые перчатки – шик). Вымораживали белье. На группу домов своя прорубь. К новому году прорубь украшали.

У каждого дома распаханы огороды. Сажали картошку, овощи. Пололи огороды дети. Немного овощей спускали в подполье, в доме, большую часть хранили в погребе. Запечатывали творило, закидывали соломой. Погреба были рубленные, деревянные. К зиме их сушили, белили. Солили капусту прямо в бочках в погребе, сверху укладывали гнет – камень. Бочки промывали на речке, замачивали от запаха .Запаривали кипятком с можжевельником. К праздникам

Доставали погребное – хрустящее. К лету в погреб натаскивали лед с проруби, снег. Хранили мясо, молоко. В погреб спускались с молитвой, вдруг нечистая сила. К Пасхе копили яйца, масло, намораживали молоко в тарелках, складывали в ящик, чтоб не заветрело.

Дети после школы выполняли работы по дому: мыли полы (полы не крашенные), подметали сор, носили воду. Зимой убирали снег, после лопаты обязательно подметали метлой. Летом дети окучивали картошку, копали, помогали на покосе лет с 12 –ти. Болтаться легче, чем работать.

Жили с юмором. Врали беззлобно. Над собой подтрунивали.

« Меня в очереди ломает, отпустите бабы без очереди».

Давали прозвища ( по роду деятельности), злых не было:

Сашка – птичник, Петро – Волк.

Заливали катки на пруду ( ждали с нетерпением). Коньки деревянные. На коньках гоняли на равных и взрослые и дети. Строили горки, катались на шкурах и сковородках. Делали «побегалки»: еловый, пихтовый –длиной 2 метра, остругивали чисто, намораживали льдом, катиться до 100метров. Кидали, кто дальше забросит.

К весне делали скворечники до 7 штук.

Норма и ограничения быта старообрядцев.

У старообрядцев существует ряд норм и ограничений, касающихся особенностей быта и правил поведения.

Без молитвы ни есть, ни пить нельзя: « Пока начал не положишь, « Отче наш» не прочтешь – ничего нельзя делать. Вечером после последней молитвы ничего нельзя в рот брать». К молитве обращались всегда и везде, особенно в опасности, подстерегавшей человека в дороге, в лесах, в столкновении с нечистой силой.

Прощаясь, у староверов принято говорить: « Простите меня ради Бога» - то есть просить друг у друга прощения за невольно причиненные обиды.

Существовало поверье, что в два часа дня по воду ходить нельзя – час, этот считается сатанинским. Если, кто забудет и пойдет по воду, его остановят: «Погоди маленько». В ведра на воду клали лучинки, сложенные крестом, вода-то открыта и зло может проникнуть туда, а крест не даст бесу порадоваться. Да и вода, пока несешь ее до дому, не расплещется, крест из лучинок сбережет. Когда воду приносили в дом, то обязательно ее прикрывали крышкой, чтоб « чистой» была, в полном смысле этого слова. В ином случае говорили так: « Чё это вода у тебя пастью стоит?», то есть раскрытая для беса. Нельзя идти по воду, не благословясь у старших, если же невестка так поступила, то свекровь, обязательно опрокинет эту воду – поганая она !

В частном доме, как правило, стояла кадка с чистой водой, и хозяйка строго следила, чтобы из ковша не пили, а наливали в чашку. Наказание самое суровое.

Невьянские старожилы рассказывали, что в старое время староверы перед своим домом ставили посуду с едой, что бы уставший путник мог подкрепить свои силы ( особенно паломники). Но хозяин – старовер не знал, какой веры мог быть прохожий. Накормить же путника - святое дело, так Богу угодно. Таким образом, если посуда оказывалась пуста, то зажиточный хозяин ее разбивал, а бедный же наполнял эту посуду вновь, но ни тот, ни другой из этой посуды не питались.

Всю еду на столе принято прикрывать « Нечем прикрыть, так хоть иголочку положи, чтоб бес не лакнул!»

Строго соблюдали посты. Люди приспособились к постам коротким и длинным. В Великий пост обязательна – исповедь. У кержаков исповедуют один раз в год.

Готовятся основательно. Вместе с телесным постом должен быть пост душевный. При телесном посте чрево поститься от пищи и пития, а при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов ( гнева, ярости, злобы, мщения, празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия).

Объесться можно и постной пищей. Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.

В Великий пост на могилы не ходят, только по родительским субботам. Отрицательно относятся староверы и к пьянству. «И поганых Бог снабдит, а пьяных гнушается», « Идеже бо пьянство, тамо диавол»,

«Пьяницы Царствие Божия не наследуют. Пьянство Господа не подъемлет, Духа Святого отгонит,дарования духовная отгоняет».

Старообрядческое присловье гласит:

первую пить – здраву быть,

вторую пить – ум веселить,

утроить – ум устроить,

четвертую пить – неискусну быть,

пятую пить – пьяным быть,

шестая – пойдет мысль иная,

седьмую пить –безумну быть,

к восьмой приплести – рук не отвести,

за девятую приняться – с места не подняться,

десять – тут они тебя и взбесят.

Внешний вид старовера, одежда тоже создавала картину староверческой среды. Особое отношение к одежде и молельным принадлежностям, изготовление их « по старому» крою, использование для этого дорогих, добротных тканей, особенно для праздничной и молельной одежды. Передача их по наследству давала возможность длительного сохранения старинных форм одежды в старообрядческой среде. Отличительная одежда староверок – косоклинный сарафан. Древняя форма рубахи называлась « долгоруковка».

Большое разнообразие поясов, которые являлись необходимой частью туалета. Головные уборы староверок – это девичья « перевязка», « повойник», с косынкой и жемчугом ( головной убор новоженок),чепец и платок в старости. Все эти вещи традиционно сохраняли свой знаковый характер, указывающий на возраст, семейное положение, принадлежность к тому или иному согласию.

Традиционной мужской одеждой был кафтан. Борода считалась необходимым атрибутом.

Набожность, глубокая вера в Бога, способствовали сохранению старой традиции и вообще, в том числе по отношению к костюму и семейному быту.

.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Староверы – люди замечательной древней русской культуры, настоянной на истинной христианской морали. Генофонд Великой нации, носители высокой нравственности и человеколюбия, сохранившие лучшие физиологические и духовные качества, трудолюбие и взаимопомощь.

Поощряется:Жизнь в труде, духовной благости.ЧестностьБережливость

Самость – не просят помощи.

Перспектива просчитывается

Закрытость – клановость.

Защищенность – забота.

Исключают:

Пьянство.

Употребление табака, наркотиков

Презирается и осуждается:

Сквернословие

Воровство

Скопидомство

Качества, которые привносят напряжение в жизнь старовера:

- Агрессия

- непринятие государственной политики, непринятие даже своего в политике,

- отторжение через- чур навязчивого

- осуждение

- страх нового

- обвинение, несправедливость, вина, позиция жертвы

- сильная зависимость от общественного мнения( чё люди –то скажут?)

Человека, в чем-то другого могут отвадить от дома., от семьи. Вплоть до

развода молодых.

Приложения.

Из-за кремлевских стен не вся Россия видна.

У начальников ум короткий да руки длинные.

Большая власть душу иссушит.

Страшен царь, а боюсь я только Бога.

Сами рабы и на других хотите одеть ошейник.

Скоро ослеп Никон от блеска Патриаршего.

Анафема – проклятие, отлучение от церкви.

Не смею кукишем знаменоваться.

Сеют землю рожью, а живут ложью.

Попы грамоты не знают вот и несут всякую ахинею.

У Господа Бога одна правда и для небес и для земли.

Опять гневом душу сквернишь?

Кто не убег. Плати за всех.

Шумокослодрание, а не пение, читают словно собаки за ними бегут.

В Сибирь его отправь – пусть охладится.

Прибирать Россию надо, как горницу к Пасхе.

Полюбите же вы сами себя.

Кабак далеко да потихоньку иду.

Скоморохи – бесово отродье. Искоренять скоморошное семя.

Милостыня Богу угодна, когда в тайне подают.

Благодать в устах твоих.

Молитва, вера – наше оружие, а у них батоги подвязаны.

Силой верить не заставишь.

Христос по среди нас есть и будет.

Вера в ребрах.

Не в книгах вера, а в сердцах наших.

Не преступай предел, что отцы положили.

Человеческие радости Богом даны.

К покоянию огнем не приводят, только к покорности.

Забрать у монастыря мощи, что ризницу ограбить.

Малое лукавство от большого недалеко ходит.

Господи прости, в чужую клеть пусти, пособи нагрести да и вынести.