Ребенок как зеркало внутрисемейного конфликта

Н.К. Бугрова – консультант родолог,заведующая отделением Общего эстетическогообразования Детской школы искусствг. Новоуральска

«Ребенок как зеркало внутрисемейного конфликта»

Культура семейных отношений всегда занимала важное место в социокультурном пространстве. За последнее время, наметились тенденции, свидетельствующие о кризисных явлениях в жизни семьи. Статистика говорит, что возрастает число неблагополучных семей, изменяется демографическая ситуация, растет увеличение разводов, растет число неофициальных браков (гражданских), увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Обедненное общение в семье, дефицит эмоционального тепла, низкая информированность родителей об интересах и проблемах ребенка, а также недостаточность знаний о Родовой культуре семьи приводят к возникновению трудностей развития детей в семье, а также их дальнейшем семейном благополучии.

Что такое семья? По мнению В. Даля: «Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе». Однако сегодня возникает необходимость взглянуть на проблемы семьи с точки зрения Родовой культуры. «Долгие годы считалось, что специфика семейных отношений зависит только от воспитания, образования и не зависит от наследуемости определенных законов развития Рода, передаваемых из поколения в поколение» [4, c.7].

Сегодня мы рассматриваем семью, как наследницу Рода. Семью как небольшое звено в «многопоколенной группе людей, связанных между собой кровными узами, наследственной памятью, устойчивыми стереотипами поведения» [3, с. 178]. Семью, в которой ребенок отражает семейный конфликт на протяжении нескольких поколений и является проводником «бессознательного» своих предков. О факторе наследственности известный российский ученый биолог-генетик Н.В. Тимофеев-Рисовский пишет: «Наследуется не только типы характеров, типы высшей нервной деятельности… наследоваться может все…» [№ 4, с.11]. Основная форма передачи информации на генетическом уровне отражена принципом конвариантной редупликации, то есть образом «ксерокопирования». Зигота на генетическом уровне наследует 50% информации от папы и 50% информации от мамы. «С генетическим материалом информация идет из поколения в поколение. И на ее фундаменте формируются поведенческие модели, которые использует индивид в социуме сегодняшнего дня. Именно этот принцип позволяет сохранять для потомка через генную структуру любые изменения-поломки» [№ 4, с. 50].

Л.Н. Докучаева в своем исследовании о «Наследниках рода» утверждает: «Молодую семью создают не просто два человека – мужчина и женщина, молодую семью создают несколько Родов, каждый из которых несет свою культуру, свои особенности, обычаи и традиции, свои законы. Именно родовые законы определяют жизненные сценарии молодых людей, во многом, определяя их семейное благополучие» [№ 4, с.4].

Мы связаны с ребенком единым информационным полем, и наши дети являются нашим зеркалом. Где хранятся наши поступки и слова? В памяти. А где находится память? В нашем бессознательном. Память бессознательного – это то, что мы получаем в виде библиотеки от наших предков. И водят нас по этой библиотеки, открывая все разделы наследственной информации – наши родители. Они знакомят нас с традициями семьи, с ее установками и убеждениями. И мы узнаем, что и как говорили бабушки и дедушки, чем руководствовались при выборе профессии, вступлении в брак, при решении хозяйственно-бытовых вопросов… Родитель выступает «тренером» и передает ребенку всю информацию, в том числе многие запреты и «неэффективные модели» поведения от предыдущих поколений. Ребенок, чувствуя воздействие родителя на бессознательном плане, честно отражает то, что есть у предков. При вдумчивом и внимательном отношении к ребенку можно проследить как ребенок разными способами «сбрасывает напряжение» семьи. Он начинает болеть, плохо учиться, выявлять различные негативные реакции.

Пример: На прием обратилась женщина в возрасте 34 лет. Ее волновал и мучил вопрос: почему у меня «особый» ребенок. Сыну в возрасте 3-х лет поставили диагноз: аутизм, ЗПР и вывели на домашнее обучение. Мальчик родился от внебрачной связи Анны с Анатолием. Как только будущий отец ребенка узнал о «пополнении» в гражданской семье, решил отойти в сторону и причалить к одному берегу (состоял в официальном браке и имел двух детей).Встречи с гражданской женой Анной постепенно прекратились. По праздникам и в Дни рождения сына, он, в тайне, от первой семьи поздравлял ребенка. Когда маленькому Михаилу исполнилось три года, о связи мужа на стороне узнала первая супруга. Она попросила мать Миши оставить своего мужа в покое. Анна окончательно разрывает все отношения с Анатолием и отвергает все подозрения супруги Анатолия о своей внебрачной связи. Себе дает слово, что больше в свою жизнь мужчин не пустит.С точки зрения 21 века – банальная история. С точки зрения Родовой культуры – серьезнейшая проблема, которая хронологически отражает закономерности событий в детско-родительских и партнерских отношениях Рода. Исследование генограммы Анны показали, что автором сценария явилась ее бабушка Мария по материнской линии. Во время Великой Отечественной войны она сбежала с передовой к любимому мужчине. За это была осуждена государством на 5 лет. Таким образом, под воздействием психического удара жизнь женщин рода стала развиваться по законам: виктимологии (жертвы и преследователя), осуждения, проявления двойных браков и комплекса сиротства. В данном запросе мы обращаем внимание в первую очередь на закон ухода. В течение трех поколений образ мужчины как «образ любимого» был трансформирован в «образы мужчин», которые несли боль, уход, угрозу здоровью, страх, терпение как жертвы. Бабушка Мария долго искала счастья в личной жизни, однако осталась одна. Мужчины уходили к другим женщинам, в алкоголизм, смерть; обижали, ругались и дрались в семье. Мать Анны - Галина приняла в своей семейной жизни роль жертвы, которая терпела и сносила все надругательства и побои от своего покойного второго супруга. Первый муж был два раза осужден за воровство. Анна как женщина третьего поколения своего рода решает полностью исключить из своей жизни мужчин и отвергает роль отца ребенка. Мужчин-отцов в Роду не было. При рождении дочери Галины от бабушки Марии ушел любимый мужчина и отец дочери Федор. Анна же, как внучка не признавала своего отца, считая, что у него тяжелый характер. Сын Михаил как зеркало внутрисемейного конфликта отражает отсутствие мужчин в роду уходом в болезнь. Научится Анна оставаться с мужчинами, научиться и ребенок оставаться в пространстве.

Важно не только осознать законы своего Роды, но и возможность изменения модели поведения, если эта «модель» является неэффективной. Природный биологический механизм рассматривает наследуемую модель поведения 3-4 поколения. Родология как наука позволяет воздействовать на этот механизм с точки зрения сегодняшнего дня отчета. И ребенок в решении этого вопроса играет первостепенную роль. Он является проводником родовых программ, актуализирует предрасположенность рода в моделях поведения, способах реагирования. Помогает разобраться и понять, в чем неэффективность построения партнерских отношений, успешности бизнеса и карьеры, отражает карту здоровья Рода. Ребенок как зеркало транслирует в мир «бессознательное прошлое предков».

Генограмма к запросу

Литература:

Берн Э., Игры, в которые играют люди. Лениздат,1992.

Варга А.Я., Системная семейная психотерапия. Речь, 2001.

Докучаев В.В., Докучаева Л.Н., Основы родологии. Екатеринбург: «Издательство университет», 2010.

Докучаев В.В., Докучаева Л.Н., Наследники рода. Екатеринбург: «Издательство университет», 2007.

Докучаев В.В., Докучаева Л.Н., Законы рода, Екатеринбург, 2007.

Захаров А.И., Детские неврозы. Cанкт-Петербург, 1995.

Зацепин В.И., Молодая семья. Киев, 1991.

Карабанова О.А., Психология семейных отношений. Москва, 2006.

Некрасов А., Материнская любовь. Москва: Амрита-Русь, 2008.

Немов Р.С. Психология. Москва: «Просвещение», 1999.

Сатир В., Как строить себя и свою семью. Москва, 1992.

Скинер Р., Клиз Д., Семья и как в ней уцелеть. Москва, 2004.

Соловьев Н.Я., Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977.Ч.К.

Тойч Ч.К., Отсюда к великому счастью. Москва, 2004.

Штайнер Р., Здоровое развитие телесно-физического как основа проявления душевно-духовного. Калуга: Духовное познание, 1995.