Звездина Ольга Николаевна Консультант - родолог. Куратор МШРКС.
г. Екатеринбург
Расширение круга. Или опыт работы семейного центра «Юность».
К Форуму родологов в июне этого года я подготовила тезисы. А сейчас, когда хотела расширить их до статьи для публикации на сайте, решила освежить в памяти свое выступление и посмотрела DVD-диск. К моему большому удивлению, я настолько погрузилась в атмосферу доброжелательности, заинтересованности участников Форума, что у меня появилась мысль представить на сайте почти что стенограмму своего выступления (даже в некоторых местах с реакцией зала), что я и сделала. Давайте вместе посмотрим, что из этого получится! Итак…
Мне немножко трудно говорить, рассказывать, потому, что многие из присутствующих в клубе бывают, знают, чем мы занимаемся. Возникает ощущение – о чем говорить? Все всё знают! Поэтому я буду рассказывать , а вы дополняйте!Клуб «Юность» - бюджетная организация, учреждение дополнительного образования администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга.
За 15 лет нашего существования прошло внутренне взросление – это подготовка педагогов, которые выросли в психологов, постоянное обучение, большая плотная работа с семьями, разнообразные виды помощи и поддержка семей. Все это дало нам внутреннее ощущение считать себя семейным центром. Мы так себя и называем. Юридически такого оформления нет, но придет время - и это сложится, если это будет надо.
Самая первая наша команда – компания туристов и КСП-шников оптико-механического завода нашего города. Мы очень многие «оттуда родом»- инженеры, программисты, экономисты. Эта компания пела, ходила в дальние и ближние походы. И потом, естественно, люди стали жениться, естественно, стали появляться дети. И понятно, что захотелось что-то делать, чему-то научиться, чему-то научить, общаться. Наступили 90-е годы и нас «попросили» из заводского клуба, и появилась возможность «поселиться» в этом помещении, получить этот статус – клуб самодеятельной песни стал клубом семейных пар.
И отсюда все и начинается. Самой первой программой в клубе стала программа «Подготовка к рождению ребенка». Кто-то уже из нашей компании родил не очень удачно в наших роддомах, кто-то еще собирался. Почти вся наша компания пришла в первую программу. И эта программа существует до сих пор. Приходят молодые и не молодые люди. Разные. Программа трансформируется, изменяется. Многие наши слушатели и участники потом открывали свои подобные курсы, центры, коммерческие организации, т.е. отделялись, отпочковывались.Родили детей – это еще не самое сложное, а дальше-то что? Жить ведь с ними надо как-то по-новому - детей услышать, себя понять в новом статусе мамы и папы. А что я? А какой я? А чему меня мои родители научили?. Сейчас для этого у нас есть программа «Гармония общения: взрослый плюс ребенок». Это музыкальные, арт-терапевтические и другие занятия для детей и взрослых. Есть множество занятий для создания домашних, семейных увлечений, хобби. Для нас важно помочь семье, поддержать, «подтолкнуть» к пониманию себя. Это театральные занятия, концерты, где можно проявить себя, выставки семейного творчества, где и родители, и дети, и бабушки могут выставить свои работы, выставляются также совместные работы.
Для меня лично, после того, как я родила ребенка, занималась с детьми на волонтерских основаниях развивающими играми и многими другими делами, наступила точка t , когда важно стало самой определиться. В это время как раз проходил семинар Докучаевых в городе, я на него попала. И отсюда начинается еще одна ступень, еще одна значимая часть моей жизни – жизнь вместе с родологией.
Когда я походила на эти семинары, я поняла, что я могу рассказать людям, поделиться, поняла, что узнала очень много важного, полезного и эффективного. И первые мои встречи были в выездном летнем семейном лагере. Небольшое отступление о лагере. Это одна из больших форм нашей работы. Мы выезжаем на турбазу семьями. У нас не едут дети без родителей, едут оба или кто-то один из родителей. И это целый декадник! Там у нас столько всего проводится, и направления разные – и родология, и телесная терапия, и конструктивное общение и масса праздников, спектаклей и т.д. Нас и родителей хватает на 10 дней плотной, глубокой внутренней работы. Много взаимодействия между семьями, передача опыта. И как раз там у меня была первая встреча по родологии. Пришла очень большая группа, информация была совсем новая. И я с интересом наблюдала, как люди принимают информацию: подходят, слушают, уходят. Послушали, а вот здесь сложно - отходят. И на самом деле, этот принцип свободного входа и выхода существует во всем нашем клубе как принцип. Мы не имеем права как-то людей держать, каким-либо образом удерживать. Сейчас есть ощущение и понимание, что у каждого человека своя траектория роста, развития. Поэтому наша задача – дать человеку возможность развиваться в том темпе, в котором он может, в котором он готов развиваться. И этот принцип относится и ко всем семинарам по родологии, которые мы проводим. После первых встреч в летнем лагере у нас появилось два направления работы. Одно направление для взрослых – семинары, клубы родологов - для родителей и всех желающих, более профессиональное. Второе – «История семьи. История Урала» для детей и их родителей, занимающихся в клубе.
Та часть, где «История Урала» у нас получилась послабее. А вот по «Истории семьи» есть отдельные занятия. И они оказались очень важными для всех участников. Что же мы делаем? Конечно, мы определяли степень родства, строили родовое дерево. А потом дети стали приносить фотографии, письма, кто-то нашел описание Рода и т.д. Есть много нюансов, интересных и новых моментов. Я хочу рассказать о таких моментах, о которых я не слышала, когда училась у Эмилии Алексеевны.
Первое. Стали приносить то, что детям интересно сейчас, то, что происходит сейчас в семьях. Например, девочка принесла альбом с фотографиями домашних животных. Я думаю: «Как же я это к родологии «притяну»?» Момент был очень неожиданный. И я в тот момент поняла, приняла внутри себя очень важное решение: «А ведь это сегодняшняя история этого ребенка. И я не имею права сказать, что это не относится к истории семьи». И сейчас на этих занятиях мы говорим о том, что важно сохранять сегодняшние работы, рисунки, тексты. И тут же проговариваются разные ситуации семей. Одна из мам говорит: «А вот у нас папа все рисунки куда-то уносит, сначала в гараж, потом вообще неизвестно куда!». И я начинаю задавать вопрос: «А что было там, в истории папиной семьи, почему папа не умеет хранить, почему папе важно спрятать? Если папе не нравится беспорядок, то купите в ИКЕА коробку сложите, организуйте, а если у папы есть что-то в истории семьи, что не дает ему сохранять даже рисунки ребенка, то можно об этом задуматься. Посмотрите».
Следующее. На занятия стали приносить фотоальбомы. И тут низкий поклон Эмилии Алексеевне Калистратовой, потому что я у нее видела кусочек занятия по работе с фотографиями с точки зрения генеалогии. Откуда, кто, где, подпись, дата – многое можно узнать, рассматривая фотографии. Мы немножко с другой точки зрения работаем, но работа похожа. Дети начинают показывать фотографии и вдруг: «Это не смотреть». « А это нельзя». И начинается важный разговор о том, почему и что нельзя смотреть, что в себе не принимается. Ответы: «Да, я там улыбаюсь плохо», «Посмеются», «Я там голый». И мы начинаем узнавать, обращать внимание на те моменты, которые человек в себе не принимает. На этих занятиях и взрослые многое узнают о своих детях.
Понятно, что это не чистая родология. Это некое «вспахивание почвы», подготовка, обращение к Роду, к своей семье, интерес к своим корням – к бабушкам-дедушкам, к себе, как к представителю Рода, как к звену, ведущему в будущее.
Реплика из зала: «Наверное, это можно назвать прикладной родологией?» Я для себя это называю практической родологией.
Есть еще один новый момент, о котором я хочу рассказать. У нас есть одна семья, где умеют хранить документы, фотографии. Они - мама и дочка- приносили альбомы открыток, примерно 10-12 альбомов. Открытки в альбомах по темам – к различным праздникам: Новый год, 23 февраля , 8 Марта, 7 ноября, а так же открытки с цветами, игрушками и т.д., и т.д., и т.д. Это такая уникальная мама. Показывая альбомы, она рассказывает, комментирует: «А это нам прислала бабушка, это нас поздравляли наши родственники из этого города, а эти из этого города…». И постоянно звучит фоном – семья, родные, связь, объединение! Еще у нас была тема «Домашние коллекции». Дети рассказывали о своих коллекциях человечков из конструктора «Лего», киндерсюрпризов, маленьких машинок и т.д. И при этом они говорят: «Я это передам своим потомкам!» Сумеют ли они это сделать, конечно, вопрос, но намерение формируется, и это очень важно. В детях формируется убеждение: «Я важен – предки важны – потомки важны».
Два слова о фотовыставках. Выставка - «Весна. Цветы. И мы» - с фотографиями мам, бабушек в молодости, юности. Для выставки «Защитники Отечества» мы предложили приносить фотографии защитников в широком смысле этого слова. И хотя получилась все-таки полувоенная тематика, но все равно были представлены фотографии дедушек, прадедушек, подписаны, кто есть кто и кому. Служили ли они, сено ли косили, дом ли строили – все они защитники. Был представлен отдельный стенд « Мой папа – танкист». Фотография из этого стенда и была первой из работы с фотоальбомами. Вот эта маленькая история. Девочка принесла на занятие папин «дембельский» альбом со словами: «Это самый любимый альбом!» Всем стало интересно: «Почему?». Оказывается, как рассказывает мама, когда девочка была маленькой и плакала, папа, который любит свой армейский альбом, брал ее на руки, и они начинали его листать. Вот у них потом и получился целый стенд из фотографий этого альбома!
Смех в зале и реплики:
- Это не сказка?
- Папа и себя вспоминал в молодости и ребенка успокаивал…
- Похоже, папа себя успокаивал…
- Психотерапия для обоих…
В этой семье такая история.
Каждый раз, выезжая в летний лагерь, я продолжаю тему родологии. И каждый раз «играют» и открываются новые грани. С большим интересом воспринимаются сообщения о жизни знаменитых людей с точки зрения родологии. Например о Солженицине рассказывала Ирина Вандышева. Сама я делала сообщение о династии Романовых с точки зрения родологии. На одном из семинаров участница проговорила, мол, раз в нашем городе расстреляли царскую семью, то отсюда пошло позволение на разрушение семьи вообще. И я задумалась, а если рассмотреть эту семью вне их социального статуса, были ли предпосылки к этому расстрелу? И нашла подтверждение в том, что дед Николая II , Александр II, был убит народовольцами организации «Земля и воля». Там народ убил, здесь народ расстрелял, все сходится.
Что еще важно во встречах в семейном лагере, что сообщения делаю не только я, но и те, кто прошел или учится на общеобразовательном курсе. И это звучит совсем по-другому – лично от них – что получилось у них, что изменилось. И Лену слышат, и Наташу, и Таню, и Ирину. И каждый говорит ведь не общие слова, а рассказывает о своих подвижках, о своем движении. А результаты-то, действительно, есть. Они видны на детях. Это наш самый главный результат. Дети всегда с нами. Круг расширяется.
Очень хорошо воспринимается в семейном лагере просмотр интервью с Ларисой Николаевной. Кто-то не может ходить на семинары – дети ли маленькие, не готов ли, а интервью посмотреть легче. И все равно – человек прикоснулся, «взял» сколько смог. И опять – круг расширяется. Это моя задача – расширять круг людей. Чтобы люди слышали, знали, присоединялись к этим знаниям. А когда-то, возможно, они смогут они придут на консультации или на семинары.
Большую часть времени сейчас занимает подготовка, организация семинаров и клубов родологов. Сейчас обучается уже третья группа общеобразовательного курса, группа учится примерно полтора года. Если раньше мы собирали группу в основном из своих родителей, то сейчас география расширяется и по городу, и приезжают представители из городов области – Ирбит, Невьянск, Новоуральск, В.Пышма и даже других регионов.
И вот сейчас, когда закончила обучение вторая группа и начала учиться третья, клуб родологов начал работать более живо. Да, мы собирались и раньше, чаще всего это были группы поддержки. Валерий Васильевич практически на каждом семинаре повторяет, чтобы «кривая» настроения после возвращения в привычную обстановку не ушла вниз, важно встречаться, общаться, обсуждать наболевшее. Сейчас по моему ощущению клуб более разнообразный, гибкий, живой. Раз в месяц мы собираемся, приходит человек 12. Вход и выход свободный. Если кому-то раньше уйти, или кто-то опоздал, или сегодня не может, - пожалуйста, никакой «обязаловки» нет.
В этом году у меня появился интерес найти для клуба родологов такие темы, которые были бы в потоке родологии, но и не повторяли темы семинаров. Например, у нас несколько занятий была тема «Мой теплый дом». Да, именно в доме складываются женско-мужские отношения, детско-родительские, устанавливаются требования и правила, привычки и обычаи. Подтемами здесь могут быть и мой первый дом, и дом, который вспоминают в нашей семье, и что я хочу видеть, сложить, создать в своем доме. Мы проговаривали свои мечты, моделировали свою реальность, материализовали в коллажах. И даже говорят, что коллажи эффективно работают…
Движения в зале и реплики:
- Работают, работают!
- Неожиданно очень быстро работают!
Тема клуба родологов «Женщины в моем Роду». Да есть тема семинара «Мужчина и женщина». Но когда мы завели разговор о женщинах…. О! там столько нюансов! Глобальных! Кто, кому, чем обязан - у каждой из нас свои представления о том, как вести хозяйство, как строить отношения. Обсуждали и некоторые частности, например, месторасположение мужских носков по дому…Смех, обсуждение и шум в зале.
Реплика из зала: А что вы смеетесь, у нас одна женщина рассказывала, что когда дома конфликтная ситуация, носки обуви «смотрят» на улицу. Когда дома спокойно, то обувь «смотрит» в дом. Да, это серьезно!
А ведь за этими мелочами, понятно, открываются и другие, уже вполне родологические вещи. Если женщина говорит, что мой мужчина самостоятельный, следит за своей одеждой сам, а я не притрагиваюсь –это одна ситуация в семье. Если другая считает себя хозяйкой и стирает в машинке для всех членов семьи - это же совершенно другая может быть картинка внутренней жизни семьи. И ведь все почти зависит от того, как и чему нас научили родители, что было у предков? И мы каждый раз, в любой теме нашего клуба всегда делаем это путешествие в прошлое, обращаем свой взор, погружаемся в геносоциограмму.
Тем для клубов родологов много – они в жизни и из жизни. Недавно я обдумывала такую тему – «Свадьба». А что такое свадьба для каждой и каждого из нас? С какими чувствами мы вспоминаем или задумываем свадьбы? Например, на одном из «горячих стульев» (демонстрационная консультация на семинаре) свадьба постоянно соединялась со смертью родственников. У женщины звучала эта связка, хотя по времени эти события не совпадали, в реальности между ними проходило какое-то время, может быть до полугода. Эти связки могут быть разными. А с другой стороны, в этой теме много романтики и ресурсов, и это важно!
На обучающейся сейчас группе ярко и часто звучит тема сарообрядчества. И у меня есть желание предложить кому-то собрать материал и сделать сообщение об этой субкультуре, об обычаях и правилах жизни этих людей. Исходя из этой информации, мы можем лучше понять: «Что нам позволяют и что не позволяют эти корни?» А ведь проявления-то, действительно очень серьезные у потомков – внутренняя закрытость во всем, чем можно (возможно, при внешней открытости и общительности), сложность с телесными контактами и т.д.
Реплика из зала:
- И я даже знаю, кто будет готовить сообщение, у меня и материала много…
Такой пример из семинара – девушка, потомок старообрядческой семьи лечится у стоматолога , после лечения – «обметало» все губы, причина – врач прикасался, чужой человек, чужой мужчина. Настолько жесткий внутренний запрет. В группе есть еще одна девушка, которую все всегда считают душой компании, а внутри у нее до сих пор ощущение, что она не принята.
У нас много потомков казаков. Казачество – тоже отдельная субкультура. А что там? Широта-то какая, свобода, служение, но 1 миллион казаков из 2-х были уничтожены в 20-30-ые годы, поэтому и у потомков и своя сила, и свои вопросы. Эта тема меня тоже интересует.
Тема, которая может быть самостоятельной на клубе родологов или частью какой либо другой, - «Женские штучки». Это и отношение к одежде, как я покупаю одежду, как я выбираю, что я себе могу позволить приобрести, я что нет, а разрешала ли мне мама накраситься в школе, и если нет, то почему. Это тоже нам дает много ресурсов и возможностей.